Создайте ритуал и ассоциации

.

Ребенок обучается повторением одного и того же действия и ассоциирует внешние элементы с тем навыком, которому мы его обучаем.
Поясню, как обучать любому навыку, на примере с питанием.
Когда подходит время кормления, родители всегда совершают одни и те же повторяющиеся действия, как если бы речь шла о ритуале. Они усаживают ребенка на стульчик, повязывают слюнявчик и берут в руки чашку и ложечку. Эти элементы (стульчик, слюнявчик, чашка и ложка) присутствуют всегда, когда ребенок ест свою кашку, то есть именно тогда, когда он применяет свой навык кормления.


Никому не придет в голову исключить какой-либо из этих элементов до окончания процедуры (например, пока в тарелке еще есть каша, у ребенка не отбирают ложку и не говорят ему, чтобы он хлебал прямо из тарелки).

Через какое-то время ребенок уже так хорошо знает этот процесс, что, увидев чашку, начинает весело махать ручками, так как знает, что пришло время есть кашку. При этом он чувствует себя уверенно и будет все делать правильно.
Когда дело касается сна, родители уже не так уверенно создают ритуал. Как будто им уже не совсем ясно, что для правильного кормления надо посадить ребенка на стульчик, повязать слюнявчик и помогать ему есть ложкой из чашки. Представим себе, что однажды они вместо слюнявчика повяжут плащ, а вместо чашки возьмут мотоциклетный шлем, посадят ребенка в баскетбольную корзину во дворе и постараются забрасывать ему кашку из окна кухни. Абсурдно, не так ли? Теперь представьте, что готовы делать родители, когда ребенок начинает орать посреди ночи: взять его за ручку, укачать его, взять на руки, чтоб он заснул, спеть ему, положить спать рядом, катать в коляске по дому, возить его по саду в машине вокруг яблони, положить на сушильную или стиральную машину, чтобы она его автоматически укачала… Да, все это рассказывали родители, они были готовы сделать что угодно, чтобы ребенок быстрее уснул. Вы даже вообразить себе не можете, как мы вас понимаем. Все мы испытывали что-то подобное, когда не знали, как научить ребенка спать.
Но что же происходит на самом деле, когда мы берем ребенка за ручку, чтобы он спал? Оказывается, рука становится прямой ассоциацией со сном. Что же мы делаем, когда ребенок засыпает? Мы уходим, потому что не можем проводить всю ночь напролет, держа малыша за ручку. Ребенок тут же просыпается. На самом деле он просыпается не из-за какой-то проблемы со здоровьем или с психикой, а потому, что мы все ночью просыпаемся на короткое время и не помним этого, так как быстро опять засыпаем. Просыпаясь, ребенок снова требует того, что отныне ассоциируется у него со сном с помощью своего единственного, но мощного оружия – плача. Что же в этом случае мы делаем? Все, что только можно, лишь бы малыш заснул. Мы бежим к нему и даем ему воды или укачиваем его, берем на руки, укладываем в свою постель… В общем, совершаем тысячу и одно действие, только бы помочь ребенку заснуть.
На самом деле такой подход означает, что мы все время меняем ассоциации, связанные с усвоенным навыком ребенка, тем самым запутывая малыша и отнимая у него уверенность в приобретенном умении. Бедный ребенок думает: «Когда же они определятся и перестанут все менять?» Он хочет вырасти поскорей и научиться говорить, чтобы сказать родителям: «Остановитесь на каком-нибудь одном действии и обучайте меня». На самом деле все эти выдумки и перемены в ассоциации навыка транслируют вашу неуверенность ребенку. Он чувствует, что взрослые дезориентированы, не знают, что делать, вот и выдумывают разное. Кроме того, со временем родители раздражаются и опускают руки. Вполне понятно, что в такой обстановке совершенно невозможно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и учился навыку сна.
Малыш не научится спать до тех пор, пока его родители не перестанут без конца менять ассоциации и дадут ему уверенность, необходимую для понимания того, что его кроватка – место для сна, а не для цирковых номеров.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.