(Не)скорая помощь

.

Практически все пациенты интересуются, входит ли в наши программы «Скорая помощь». Это говорит о том, что услуги «Скорой» чрезвычайно востребованы на рынке детской медицины. И это логично – экстренные ситуации пугают всех, а надеяться на государственную скорую страшно, как и на государство вообще. Поэтому родителей очень часто заботит этот вопрос. Но, как ни странно, тут все очень непросто, притом настолько непросто, что даже опасно. Мы решили отдельно обсудить этот вопрос, так как неправильное пользование скорой помощью так же опасно, как неправильное пользование бензопилой.

Итак, что должна делать «Скорая помощь»?
В западных странах подготовка парамедиков как правило сводится к обучению двум простым стратегиям. Ведь чем меньше думаешь в экстренных ситуациях и чем быстрее делаешь – тем лучше:

• Scoop & Run (Хватай и беги!)
Первая стратегия применяется либо тогда, когда у пациента осталось мало времени, и его нужно максимально быстро везти в больницу за стационарной помощью, либо когда оснащения бригады явно недостаточно. В таких случаях для «Скорой» самое главное – просто скорость доставки, все остальное играет второстепенную роль. Большая часть действительно тяжелых ситуаций развивается именно по такому сценарию.
В медицине есть полуофициальный термин «золотой час» – это время, за которое пациент должен быть доставлен к стационарной помощи. Оно важно для широкого спектра ситуаций. Если пациента успевают довезти в течение «золотого» часа после начала экстренной ситуации – то шансы на то, что все закончится хорошо, драматически выше, чем при более поздней доставке пациента.

• Stay & Play (Разбирайся на месте)
Если проблема не угрожающая, и ее можно решить на месте – то помощь на месте и оказывают. При этом большинство специалистов всегда будет настаивать на госпитализации, особенно в России: если специалисты неверно оценят риск, то понесут достаточно серьезную ответственность, поэтому они перестраховываются.
А теперь давайте разберемся, что это значит применительно к нашему случаю.

Первое и самое важное – скорость приезда важнее уровня «Скорой» в абсолютном большинстве случаев. Ведь в действительно сложных ситуациях любая «Скорая» делает одну и ту же вещь – просто как можно скорее везет пациента в больницу. Да, в некритическом случае частная «Скорая помощь» явно выиграет в сервисе и качестве, но вот в скорости – очень вряд ли. А скорость, как мы уже определили – ключевой параметр качества экстренной помощи.
Именно поэтому, даже если в ваш контракт или страховку входит частная «Скорая», мы (да и сами частные «Скорые», если они качественные) настоятельно рекомендуем в действительно экстренных ситуациях вызывать государственную неотложку. Да, они часто ездят на страшных Газелях и могут тащиться иногда и по два часа, но все же в абсолютном большинстве случаев приедут на помощь самыми первыми. Почему, спросите вы?

Поясним на примере с такси. Представьте, что вы заказываете такси у конкретного таксопарка, пусть даже крупного. Через сколько вам подадут машину? Как правило, от 20 минут до часа. А если вы заказываете такси в любом из трех крупнейших агрегаторов? Тут время ожидания будет вряд ли больше 10 минут, а часто – и вовсе двух-трех. Это обусловлено тем, что даже у крупного таксопарка не будет на линии больше нескольких сотен машин. А в агрегаторах их – многие тысячи, и поэтому шанс того, что именно рядом с вами окажется свободная машина, больше в несколько раз.

Даже у крупных частных провайдеров услуг «Скорой помощи» редко бывает больше 50 машин. А что такое 50 машин для Москвы? Представьте себе такое количество такси у таксопарка – не думаем, что такое такси приедут на вызов особенно быстро. Государственных же «Скорых» на линии неизмеримо больше.
И еще – в Москве «Скорой помощи» требуется иметь минимум 30 базовых станций для того, чтобы покрывать всю территорию. Если у вашей «Скорой» база в Чертаново (или даже в самом центре), то время появления «Скорой» где-нибудь на Тушинской будет очень и очень грустным.
Таким образом, использование частных «Скорых» в экстренных случаях – это просто опасно: если их станция не находится прямо у вас под боком, то в 95 % случаев они будут ехать значительно дольше, а тут скорость решает все.
В то же время, если вам нужен экстренный вызов врача, а не «Скорая помощь», – то есть требуется просто оперативный визит специалиста, который бы разобрался с ситуацией и быстро назначил лечение – то это как раз вотчина частных «Скорых»: уровень сервиса и, как правило, оборудования в них гораздо выше, чем в государственных. Про врачей, кстати, однозначно сказать такое нельзя, так как врачи государственной «Скорой помощи» в большинстве своем имеют гигантский опыт и, соответственно, очень квалифицированы.

Итак, как же распознать случаи, когда пора бегать по кругу, кричать и звонить в «Скорую»? Мы скомпоновали для вас некоторые признаки, при появлении которых лучше на всякий случай набрать 03:

• Высокая температура (38°С для маленьких детей и 39°С для пациентов постарше), которая держится долго или очень быстро поднимается, и при этом не сбивается традиционными средствами;

• Любая быстро распространяющаяся аллергическая реакция – быстрое покрытие сыпью, а особенно отеки;

• Любая острая боль, продолжающаяся хотя бы один день;

• Травмы (понятно, крупнее синяка) и проглатывание посторонних предметов любого рода;

• Нарушения дыхания.

Дело в том, что все мы знаем симптомы для вызова «Скорой» к взрослым – «закололо сердце», «резко поднялось давление», и т. п., но к детям все это, как правило, мало применимо. Именно поэтому мы сделали этакую упрощенную методичку, которая поможет распознать действительно опасные ситуации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.