Дженерики

.

С учетом российской ситуации с защитой интеллектуальной собственности и, в частности, авторских прав, мало кто в нашей стране разбирается в дженериках хотя бы немного. Поэтому мы считаем необходимым маленький ликбез на эту тему.
Как мы уже упоминали, разработка и вывод лекарства на рынок составляют едва ли не большую часть его себестоимости. Для того, чтобы компания-разработчик имела возможность окупить исследования, существует патентная защита. Механизм ее прост – если вы разработали препарат и первым зарегистрировали свое право на него, то в течение некоторого количества времени (обычно около 15 лет) никто кроме вас не имеет право производить такое же по составу или по принципу действия лекарство.


Так вот, первое время лекарство продается только под запатентованным названием и производится только той компанией, которая его разработала. В это время оно стоит максимально дорого, так как конкуренции практически нет (особенно если лекарство более эффективно, чем его ранее разработанные аналоги, присутствующие на рынке), и цена ограничивается только теоретической готовностью потребителя платить. Такая политика может, конечно, выглядеть несправедливой, но надо учитывать и обратную сторону – производителям надо как-то отбивать затраты на разработку.
Через некоторое время происходит интересная вещь: патентная защита пропадает, но цена остается прежней. А так как само производство стоит от силы 5–10 % от стоимости препарата, то на рынок сразу же выходят препараты двух классов:

– Аналогичные по типу и по цене. Их производители просто копируют лекарство, придумывают другое название и продают примерно по той же цене. Так как затрат на разработку они не несут, то прибыльность получается просто космическая. Вместе с тем им приходится тратить большие деньги на рекламу.

– Аналог по типу, но дешевый. Производители хотят выйти на рынок за счет низкой цены. Как правило, их лекарства дают тот же самый эффект, но стоят подчас в 10 (!) раз меньше.

Казалось бы, теперь все должно быть просто – люди могут покупать гораздо более дешевые лекарства с тем же эффектом. Даже Всемирная организация здравоохранения всячески поддерживает производство дженериков, так как оно повышает доступность медицинской помощи. Но так, к сожалению, не происходит.

Почему? Да потому, что производители оригинального препарата и его дорогих заменителей вкладывают огромные деньги в рекламу. Поэтому названия этих препаратов известны всем, а их дешевых аналогов не знает никто.

Простой пример – все, я думаю, знают такие препараты, как «Колдрекс» и «Терафлю». Основное действующее вещество в них – парацетамол, который смешивают с менее значимыми добавками типа аскорбиновой кислоты. Парацетамол обеспечивает жаропонижающий эффект препаратам. Вот только парацетамол стоит что-то около 15 рублей за пачку, то есть в десять, а то и двадцать раз дешевле вышеупомянутых препаратов с почти таким же эффектом.

Означает ли это, что производители этих лекарств – обманщики? Нет. Они просто взяли в производство модель с большими инвестициями в маркетинг и высокими ценами. Точно так же поступают, скажем, производители люксовой одежды, и в этом нет ничего криминального. Но если вы хотите сэкономить – то для вас бесспорно имеет смысл обратить внимание на дженерики. Их актуальные списки вы всегда найдете в Интернете, поэтому мы не будем публиковать их здесь. Мы просто рассказали вам, что такое дженерики и как можно извлечь из них пользу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.